Нейропсихология - раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических
процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления,
эмоционального реагирования.
Основные мозговые
структуры формируются до 3 лет, до 7 лет они интенсивно развиваются, а затем
эти процессы идут все медленнее и завершаются приблизительно к 12 годам. В каждый период времени есть свои,
«чувствительные» зоны, которые необходимо стимулировать для максимально полного
развития тех или иных способностей и умений. Если эти зоны стимулируются
недостаточно, то впоследствии у ребенка окажутся несформированными или слабо
сформированными те или иные способности. В то же время, если активно
стимулируются зоны, которые в данный период развития не являются
«чувствительными», результат не будет показательным. Нейропсихологические
занятия направлены на стимуляцию мозговых структур, находящихся в
чувствительном периоде, с опорой на
физиологически созревшие зоны, и максимально
эффективное развитие психических процессов, активно развивающихся в данном
возрасте.
Реальность такова, что у
многих современных детей часто преимущественно развиты когнитивные функции по
сравнению с инструментальными, которые должны бы выступать в качестве базы,
основы. В результате, дети обладают
навыками более высокого порядка, необходимыми для старшего возраста, которые,
кстати, и сформировать в старшем возрасте было бы проще и быстрее. Однако,
навыки, которые необходимо иметь в данном возрасте, зачастую бывают
сформированы слабо.
К тому же, количество
детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а нагрузка на их мозг
и психику постоянно возрастает. Плохая экология, патология беременности,
родовые травмы приводят к тому, что мозг ребенка начинает развиваться с некоторыми
особенностями, которые впоследствии приводят к тем или иным проблемам в
поведении и обучении: ребенок растет неловким, не может завязать шнурки на
ботинках, связно пересказать мультик, сосредоточиться на задании, усидеть на
месте, легко возбуждается.
В довершение всему, специфика современной реальности такова, что родителям часто
бывает страшно отпустить ребенка одного на улицу.
В результате ребенок живет и развивается в
пространственно ограниченном мире, недостаточно играет в подвижные игры, мало общается
со сверстниками. В связи с этим отдельные зоны мозга лишаются адекватной
стимуляции и развиваются хуже.
В результате, когда ребенок идет в школу, он начинает испытывать трудности с обучением,
не может связно рассказать текст параграфа и выделить главное, постоянно делает
"глупые” ошибки или не может организовать себя на приготовление уроков.
Возникают проблемы при овладении
правилами и нормами поведения в школе.
Это заставляет родителей
искать помощи у специалистов-нейропсихологов. Но ведь гораздо проще
предупредить проблему, чем ее решать.
Методы нейропсихологического воздействия
Мозговые уровни формируются в онтогенезе постепенно,
надстраиваясь один над другим. В коррекционно-развивающей и формирующей работе должны присутствовать методы
психологического воздействия на все иерархические ступени. Работы В.М.
Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия
доказали влияние сформированности тела на уровень развития ВПФ и речи.
Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть
направлена «снизу вверх» - от движения к мышлению, а не наоборот.
Воздействие на сенсомоторный уровень вызывает
активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является
базальным, предпочтение отдается двигательным методам. Актуализация и
закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких
психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и
т.д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих ПФ
создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением,
письмом, математическими знаниями.
Нейропсихологическая работа строится на автоматизации
и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Вся работа
основана на двигательных методах и включает в себя растяжки, дыхательные,
глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и
мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития
коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
План
занятия по нейропсихологии
1.
Ритуал приветствия. Маркировка пространства.
2.
Основная часть: схема двигательного развития ребенка методом
замещающего онтогенеза с поэтапным включением всех трех уровней развития.
3.
Дыхательные упражнения.
4.
Оптимизация общего тонуса тела, растяжки.
5.
Телесные упражнения.
6.
Глазодвигательные упражнения.
7.
Релаксация.
8.
Игры и упражнения, направленные на развитие целостного
образа тела (выше-ниже, дальше-ближе, правое-левое).
9.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
10.
Игры и упражнения, направленные на развитие когнитивной
сферы. Прощание.
Сигналы, по
которым вы узнаете, что ребенку срочно нужна помощь нейропсихолога:
·
С трудом высиживает 15 минут на одном месте при выполнении
уроков;
·
Двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
·
Не внимателен, часто отвлекается, вертится на уроках, быстро
устает;
·
Не запоминает стихи и словарные слова;
·
Не умеет описывать, рассказывать, рассуждать;
Для школьников:
·
Пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
·
Нечитаемый почерк, слишком мелкое или крупное написание,
резкое колебание почерка;
·
Путает арифметические действия;
·
Путается при определении времени на часах;
·
Знает правила, но пишет с ошибками;
·
Пишет и рисует левой рукой, но при этом испытывает трудности
в учебе.
Противопоказаниями
для занятий по нейропсихологии являются:
1.
Эпикомпоненты на энцефолограмме.
2.
Травмы, нестабильность шейного отдела позвоночника.
3.
Повышения внутриглазного давления.
Индивидуальные занятия и набор в группы ведется по предварительной записи. Стоимость группового занятия 450 рублей.